МАОУ "СШ № 51"

Не теряет связь с районом

Под таким заголовком вышел номер газеты о проектах наших учащихся Цапкова Сергея и Боженова Никиты под руководством Михайловой Э.В.

Так бывает в жизни, что человек срывается с родных мест и уезжает в город. Причин тому много, но даже, вылетая из родного гнезда, сохраняет в памяти все, что дорого сердцу, и не просто хранит, но и популяризирует побережье и людей, живущих на самом севере Охотского района. Речь пойдет о человеке, хорошо известном в районе, бывшем педагоге Аркинской средней школы Эльвире Викторовне Михайловой. Сейчас она преподает географию в школе № 51 города Хабаровска и является руководителем интересных школьных проектов, среди которых есть работы о коренных малочисленных народах Севера, в частности о селе Арка.

Итак, знакомьтесь, Сергей Цапков, ученик 9 «А» класса. Его проект «Сохранение численности КМНС. Эвены Охотского района» вызвал неподдельный интерес у меня. Прежде чем приступить к работе, Сергей провел анкетирование среди сверстников, изучил немало литературы, связался с Галиной Федотовной Слепцовой, руководителем центра «Маранна» и, как говорится, из первых уст узнал о культуре, быте, традициях и проблемах эвенского народа. Автор проекта отдал должное аркинцам, энтузиастам, которые бережно сохраняют эвенский язык, народные обычаи и традиции, делают немало, чтобы юное поколение не утратило свою этническую принадлежность.

Ценность этой работы в том, что подросток не только констатирует проблемы кочевого народа, но и предлагает решение вопросов, говоря об особой государственной поддержке коренных народов, живущих на территориях с уникальными природными богатствами в труднодоступных пока еще для нынешнего времени местах.

Представляю еще один проект ученика того же класса Никиты Баженова, который уделил внимание эвенам и эвенкам, живущим в Хабаровском крае.

Никита определил общие черты и различие между народностями: места их обитания, род занятий, вероисповедание и язык. Он также, как и Сергей, подчеркнул, что новые преобразования негативно сказываются на коренных народах и приводят к постепенной утрате традиционной культуры.
Проекты юных хабаровчан примечательны тем, что подростки узнали немало нового, расширили свой кругозор, а самое главное, что рядом с ними преподаватель, человек безответно влюбленный в свою малую родину и не забывает о ней, даже покинув побережье.

Может это и незначительный факт, но то, что юным хабаровчанам интересна тема коренных народов, проживающих в Хабаровском крае, говорят проекты и желание их руководителя рассказать об Охотском районе, познакомить молодое поколение с теми, кто хранит свою национальную культуру и язык.

Ирина КОВАЛЕНКО
Фото Э. Михайловой