Советы школьного логопеда

Будем чисто говорить

К 5 годам ребёнок должен чётко произносить все звуки. Если у малыша нарушено звукопроизношение, то у него могут возникнуть проблемы с общением, а также с овладением навыками письма и чтения.

1. Для начала следует выяснить, какие звуки ребёнок выговаривает неправильно.
С этой целью можно предложить ребёнку назвать изображения на картинках или повторить слова с сомнительным звуком. Важно, чтобы звук в предлагаемых словах находился в разных позициях: например, C: сумка (в начале слова), коса (в середине), ананас (в конце).

2. Над каждым звуком необходимо работать отдельно.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным ходом формирования звуков у детей в норме: К, Г, Х, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Й, Л, Р.

3. Начинать нужно с артикуляционной гимнастики.
Выполняют такую гимнастику перед зеркалом, чтобы малыш не только ощущал, но и видел, как работают его артикуляционные органы. Каждое упражнение нужно выполнять 8-10 раз. Важно, чтобы ребёнок не переутомился, занимался с удовольствием.

4. Для чёткого произнесения звуков нужен сильная направленная воздушная струя.
Для этого можно подобрать разные игры: дуть через трубочку в воду, пускать мыльные пузыри, дуть на вертушки, в свистульки, задуть ватный шарик между двумя кубиками и др.
Во время игр нужно соблюдать одно условие: не нужно надувать щёки.

5. Сначала нужно добиваться правильного произношения только отдельного звука, а не целых слов.
Единственный способ, с помощью которого один из родителей может вызвать звук, – это объяснение и показ ребёнку, как нужно правильно расположить язык и губы. Например, для звука Ш: «Приоткрой рот, подними язык за верхние зубы. Теперь подуй на язычок. Слышишь, как ветер шумит?» Такое задание желательно повторить 5-6 раз.

6. Если у ребёнка получился правильный звук, то можно закреплять его произношение в слогах, например, СО, СУ, СА, СЫ, СЭ, ОС, УС, АС, ЭС, ЫС.
Когда звук будет звучать в слогах чётко, можно начинать произносить слова с этим звуком.

7. Затем нужно следить, чтобы малыш произносил новый звук в своей свободной речи. Этот этап может быть продолжительным. Наберитесь терпения, ненавязчиво исправляйте, если ребёнок произнёс звук искажённо.

8. Иногда бывает, что ребёнок умеет правильно произносить звуки изолированно, но в свободной речи может заменять их другими. Например, З на Ж, С на Ш, Л на В и др.
Такие ошибки могут появиться и на письме.
Чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем, нужно показать малышу, чем отличается положение артикуляционных органов при произнесении этих звуков. Можно послушать их звучание, закрыв глаза, и сравнить: звук З – это комарик, а Ж – шмель.
Можно поиграть в следующую игру: взрослый называет слоги и слова со смешиваемыми звуками, а малыш определяет, какой звук слышится.

Если ваш ребёнок столкнулся с какими-то трудностями, наберитесь терпения и помогите ему. У вас всё получится!

Причины нарушения письменной речи

В последнее время детей, имеющих нарушения письменной речи становится всё больше. Многие родители задаются вопросом, почему ребёнок с трудом овладевает навыком чтения или допускает большое количество ошибок при письме.

Иногда нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия) являются следствием не до конца преодолённых нарушений устной речи: дизартрии, алалии, общего недоразвития речи. Но часто бывает, что дисграфия и дислексия наблюдаются и у детей с полноценной устной речью. Это происходит из-за того, что у них неравномерно развиты некоторые психические функции, на основе которых формируется письменная речь:

По каким же причинам происходит недостаточное развитие психических функций?

1. Современные дети начинают позже говорить.

2. В наше время дети получают большое количество информации.
При таком обилии информации ребёнку трудно охватить её взглядом или уловить на слух, как следствие, возникает поверхностность восприятия и быстрая утомляемость. Это приводит к тому, что ребёнку с трудом даётся деятельность, требующая усидчивости и монотонного повторения действий.

3. У современных детей по-другому наполнен досуг.
Дети меньше стали играть в подвижные и ролевые игры, которые предполагают перемещения в пространстве, манипулирование с предметами, планирование действий.Компьютерные игры затрудняют развитие зрительного и пространственного восприятия, поскольку ребёнок, глядя на монитор, не может адекватно воспринимать отношения между предметами в реальном пространстве.
В наше время дети много времени уделяют просмотру телевизора. При просмотре телепередач формируется способность к пассивному восприятию и произвольному вниманию. А учебная деятельность требует активного восприятия материала.

Как предупредить дисграфию

Большинство детей, поступающих в первый класс, без труда справляются со школьными требованиями.
Однако, для некоторых первоклассников овладение навыком письма вызывает серьёзные затруднения.

Не стоит ждать появления трудностей в школьный период, лучше предупредить появление дисграфии ещё в дошкольном возрасте. Ведь возникшие неудачи могут привести к тому, что у ребёнка пропадёт желание учиться.
Следует уделить особое внимание процессу формирования письменной речи в том случае если:

  • малыш посещал логопедический детский сад (или логогруппу);
  • малыш начал поздно говорить;
  • у ребёнка отмечаются проблемы с памятью и вниманием;
  • ведущая рука – левая (или ребёнок – переученный левша);
  • плохо развита мелкая моторика рук;
  • к 7 годам ребёнок ещё не выговаривает правильно все звуки.

Чтобы предупредить возникновение дисграфии, можно выполнять с ребёнком следующие задания:

10 игровых приёмов для преодоления дисграфии

Настойчивость, терпение и фантазия родителей, систематическое выполнение развивающих заданий помогут ребёнку овладеть навыками правильного письма.

Страничку подготовил школьный логопед, учитель начальных классов Ильчук Ирина Михайловна