Предметные результаты

освоения основной образовательной программы учащимися.

ФГОС ООО определяет предметные результаты освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного продвижения обучающихся на следующем уровне образования.
Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Требования к предметным результатам:
* сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретные умения;
* определяют минимум содержания гарантированного государством основного общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;
* определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)», «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Испанский язык», «Китайский язык», «История», «Обществознание», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы без-опасности жизнедеятельности» на базовом уровне;
* определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и углубленном уровнях;
* усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Основой для оценки предметных результатов являются положения ФГОС ООО, представленные в разделах I «Общие положения» и IV «Требования к результатам освоения программы основного общего образования».
Формирование предметных результатов обеспечивается каждым учебным предметом.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим моделям функциональной (математической, естественно-научной, читательской и др.).
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
Обобщенный критерий «Знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий «Применение» включает:
— использование изучаемого материала при решении учебных задач/проблем, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием когнитивных операций и универсальных познавательных действий, степенью проработанности в учебном процессе;
— использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий «Функциональность» включает использование теоретического материала, методологического и процедурного знания при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
В отличие от оценки способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием критериев «знание и понимание» и «применение», оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
При оценке сформированности предметных результатов по критерию «функциональность» разделяют:
— оценку сформированности отдельных элементов функциональной грамотности в ходе изучения отдельных предметов, т.е. способности применить изученные знания и умения при решении нетипичных задач, которые связаны с внеучебными ситуациями и не содержат явного указания на способ решения; эта оценка осуществляется учителем в рамках формирующего оценивания по предложенным критериям;
— оценку сформированности отдельных элементов функциональной грамотности в ходе изучения отдельных предметов, не связанных напрямую с изучаемым материалом, например элементов читательской грамотности (смыслового чтения); эта оценка также осуществляется учителем в рамках формирующего оценивания по предложенным критериям;
— оценку сформированности собственно функциональной грамотности, построенной на содержании различных предметов и внеучебных ситуациях. Такие процедуры строятся на специальном инструментарии, не опирающемся напрямую на изучаемый программный материал. В них оценивается способность приме-нения (переноса) знаний и умений, сформированных на отдельных предметах, при решении различных задач. Эти процедуры целесообразно проводить в рамках внутришкольного мониторинга.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:
— список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
— требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости — с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
— график контрольных мероприятий.

Мониторинг успеваемости учеников проводите в несколько этапов:
входная диагностическая работа — срез знаний. Проводят, чтобы оценить уровень усвоенных знаний за прошлый учебный год и готовности ребенка к обучению в следующем классе;
тематическая диагностическая работа. Проводят учителя-предметники для закрепления темы в процессе ее изучения;
промежуточная диагностическая работа. Проводят в конце первого полугодия, чтобы систематизировать знания учеников;
итоговая диагностическая работа. Проводят в конце каждого учебного периода в соответствии с программным материалом.

План-график мониторинга предметных результатов

СрокиВопросы, подлежащие контролюЦели контроляОбъектОтветственные
СентябрьВходной контроль уровня обученности 2–11-х классов:
1. Проведение и анализ контрольных срезов по русскому языку и математике.
2. Проверка тетрадей учащихся: регулярность проверки, внимательность, аккуратность исправлений, классификация ошибок
Сохранение и укрепление преемственных связей в обученииРезультаты учащихся 2–11-х классовЗамдиректора по УВР, руководители ШМО
ОктябрьПроверка посещаемости уроков учащимися 1–11-х классов, в том числе посещаемости и успеваемости слабоуспевающих учащихся. Организация работы со слабоуспевающими учащимисяПредупреждение неуспеваемости, создание условий для корректировки и совершенствования знаний учащихся.Результаты учащихся 1–11-х классовЗамдиректора по УВР
 Итоговый контроль знаний, умений и навыков, учащихся за I четверть. Контрольные работы по учебным предметам. Мониторинг качественных показателей учебно-воспитательного процессаЭффективность работы по повышению качества учебно-воспитательной работыРезультаты учащихся 2–11-х классовЗамдиректора по УВР, руководители ШМО
НоябрьКонтроль за выполнением образовательных программ, программ учебных курсов, программ дополнительного образованияВыполнение ООПРабочие программыЗамдиректора по УВР, руководители ШМО
ДекабрьОбъективность выставления отметок, накопляемость отметок, мониторинг успеваемости в 3–11-х классахВыполнение ООПКлассные журналыЗамдиректора по УВР, руководители ШМО
 Итоговый контроль знаний, умений и навыков, уровня профилактической работы за I полугодие:
1. Административные контрольные работы по учебным предметам.
2. Мониторинг качественных показателей образовательного процесса
Предупреждение неуспеваемости. Эффективность работы по повышению качества учебно-воспитательной работыДокументация ООЗамдиректора по УВР, руководители ШМО
ЯнварьСостояние и качество учебно-воспитательной работы в школе за первое полугодие учебного года. Результативность и качество обученияПредупреждение неуспеваемости. Эффективность работы по повышению качества учебно-воспитательной работыДокументация ООЗамдиректора по УВР, руководители ШМО
МартИтоговый контроль знаний, умений и навыков за III четверть:
1. Контрольные работы по учебным предметам.
2. Мониторинг качественных показателей учебно-воспитательного процесса. Состояние и действенность работы с учащимися, имеющими проблемы в учебе и поведении, пропускающими без уважительной причины
Эффективность работы по повышению качества учебно-воспитательной работыРезультаты учащихся 2–11-х классовЗаместитель директора по УВР, руководители ШМО
 Состояние и качество обученности выпускников I уровня обучения:
1. Уровень сформированности общеучебных и предметных знаний, умений и навыков.
2. Объективность оценивания учебных и личностных достижений учащимися 4-х классов.
3. Уровень развития интеллекта выпускников начальной школы
Сохранение и развитие преемственных связей между ступенями обучения. Предупреждение дезадаптации при переходе в школу II ступени. Степень готовности выпускников начальной школы к продолжению обученияРезультаты учащихся 4-х классовЗаместитель директора по УВР, руководители ШМО
АпрельПодготовка и проведение тренировочного экзамена по материалам и в форме ОГЭ, ЕГЭ по математике и русскому языку в 9, 11 классах:
1. Составление тестовых материалов.
2. Организационные мероприятия по подготовке пробных экзаменов
Предупреждение неуспеваемости, создание условий для корректировки и совершенствования знаний учащихся. Обеспечение качественной подготовки к ГИАРезультаты учащихся 9-х, 11-х классовЗам. директора по УВР, руководители ШМО
ИюньАнализ результатов обученности за год, результатов государственной итоговой аттестацииПланирование работы на следующий учебный годПедагогический коллективАдминистрация школы