Система оценивания

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех уровнях общего образования с 1 сентября 2020 года введена средневзвешенная система оценивания знаний учащихся!

Теперь имеет значение — за какую работу ученик получил оценку: преимущество имеют контрольные и классные работы над домашними и ответами на уроке.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

По-прежнему используется пятибальная оценка от «2» баллов до «5» баллов, где:

«5» — отлично;

«4» — хорошо;

«3» — удовлетворительно;

«2» — неудовлетворительно.

Это обусловлено требованиями стандарта (ФГОС) к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Таким образом, простая среднеарифметическая оценка не способна охватить все вышеперечисленные требования к результатам освоения программы учащимся.


Право школы на установление системы оценивания закреплено статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.


Средневзвешенный балл это показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки.

Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков учащихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности учеников в учебных четвертях и полугодиях, а также ее учет при выставлении итоговой оценки.

Средневзвешенная система оценки вводится в МАОУ «СШ № 51» со второго класса начальной школы во всех классах и параллелях с целью стимулирования и активизации текущей учёбы учащихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков.

Средневзвешенная система оценки направлена на качественную подготовку учеников, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку учебной деятельности учащихся в учебном году.

Цель использования средневзвешенной системы оценки:

  • стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, осуществляя объективное оценивание различных видов работ;
  • повышать качество изучения и усвоения материала;
  • мотивировать ученика к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года
  • повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года.

Преимущества средневзвешенной оценки по сравнению со среднеарифметической оценкой:

  • средний балл (среднеарифметическая оценка) представляет собой простую сумма всех оценок, разделенная на их количество, в то время как средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости;
  • средневзвешенная оценка учитывает важность и сложность учебной четверти / семестра в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Технология расчёта средневзвешенной оценки: средневзвешенный балл равен частному от суммы произведений оценок на их веса на сумму весов этих оценок.

Порядок расчёта приведен ниже.

Четвертная / семестровая средневзвешенная оценка.

Четвертная / семестровая средневзвешенная оценка рассчитывается на основании четвертных / семестровых оценок за каждый вид работы на уроке, в соответствии с рабочей программой учебного предмета, курса, с учётом весового коэффициента каждого вида работы, за которые выставлены оценки.

Порядок расчёта четверной / семестровой средневзвешенной оценки приведен ниже.

Годовая средневзвешенная оценка.

Годовая средневзвешенная оценка во 2-9 классах определяется как средневзвешенное четвертных оценок с учётом весовых коэффициентов четвертей:

I четвертьII четвертьIII четвертьIV четверть
Начальные главы, параграфы и темы:
повторение материала прошлого года обучения
Основные главы, параграфы и темы:
материал текущего года обучения
Основные главы, параграфы и темы:
материал текущего года обучения
Конечные главы, параграфы и темы:
повторение материала, изученного в текущем и прошлых годах обучения
Вес: 1 баллВес: 3 баллаВес: 4 баллаВес: 2 балла

Таким образом, при выставлении годовой средневзвешенной оценки, применяются следующие таблицы:

1) Спорная между «5» и «4»

I четвертьII четвертьIII четвертьIV четвертьГод
55444
5 4 5 4 4
4 5 4 5 5
4 4 5 5 5

2) Спорная между «4» и «3»

I четвертьII четвертьIII четвертьIV четвертьГод
44333
4 3 3 4 3
34434
3 3 4 4 4

3) Спорная между «3» и «2»

I четвертьII четвертьIII четвертьIV четвертьГод
3 3 2 2 2
3 2 2 3 2
2 3 3 2 3
2 2 3 3 3

Годовая средневзвешенная оценка во 10-11 классах определяется как средневзвешенное семестровых оценок с учётом весовых коэффициентов семестров:

I семестрII семестр
Начальные главы, параграфы и темы:
повторение материала прошлого года обучения и начало прохождения основного материала текущего года обучения
Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения, повторение материала текущего года обучения и прошлых лет обучения
Вес: 1 балл Вес: 2 балла

Таким образом, при выставлении годовой средневзвешенной оценки, применяются следующие таблицы:

1) Спорная между «5» и «4»

I семестрII семестрГод
5 4 4
4 5 5

2) Спорная между «4» и «3»

I семестрII семестрГод
4 3 3
3 4 4

3) Спорная между «3» и «2»

I семестрII семестрГод
3 2 2
233

Внимание! С 1 сентября 2022 года приказом директора МАОУ «СШ № 51» от 31.05.2022 № 87-О вносятся следующие изменения в правилах округления средневзвешенного балла в целях избавления от «спорной» оценки:

Округление средневзвешенного четвертного / семестрового / триместрового / полугодового балла происходит в пользу учащегося при достижении 0,51 балла:

отметка «5» (отлично) выставляется, если средневзвешенный балл от 4,51 до 5,0;

отметка «4» (хорошо) выставляется, если средневзвешенный балл от 3,51 до 4,5;

отметка «3» (удовлетворительно) выставляется, если средневзвешенный балл от 2,51 до 3,5;

отметка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если средневзвешенный балл от 2,0 до 2,5;

отметка «Н/А» (не аттестован) выставляется, если средневзвешенный балл 0,0 (отсутствуют оценки) или недостаточная накопляемость оценок;

отметка «ОСВ» (освоил) выставляется только в 1 классе;

отметка «ЗЧ» (зачёт) и «НЗ» (незачёт) выставляется по факультативным курсам и учебным предметам, предусмотренных Положением об особенностях организации образовательного процесса по отдельным учебным предметам (курсам, модулям).

Порядок расчёта средневзвешенного балла

Средневзвешенный балл автоматически подсчитываемый показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки.

Приказом директора МАОУ «СШ № 51» установлен для каждого типа работы «вес», определённый решением Методического совета МАОУ «СШ № 51» с учётом предложений цикловых методических объединений. Он выбран в промежутке от 1 до 10 и отображает, насколько данная работа важна. Например, для домашней работы (ДЗ) установлен вес = 4, для самостоятельной (С/Р) = 8, для контрольной (К/Р) = 10 и для итоговой контрольной = 10.

п/пВид работыВес работыТип контроля
1АК/Р – Административная контрольная работа10админ.
2АД – Арифметический диктант5текущий
3АУД – Аудирование8текущий
4ВКР – Входная контрольная работа10контроль.
5ВКД – Входной контрольный диктант10контроль.
6ДР – Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)1не исп.
7ГОВОР – Говорение8текущий
8ГИА – Государственная итоговая аттестация1не исп.
9ГЗ – Грамматическое задание6текущий
10Д/С – Диагностический срез8админ.
11ДИАЛ – Диалогическая речь5текущий
12Д – Диктант8текущий
13ДУ – Дистанционный урок5текущий
14ДОК – Доклад4текущий
15Д/Р – Домашняя работа4не исп.
16ДЗ – Домашнее задание4текущий
17Зчт – Зачёт9не исп.
18И – Изложение6контроль.
19ИСП – Изложение по самостоятельно составленному плану9текущий
20И/С – Изложение с элементами сочинения9текущий
21Ипр – Индивидуальный проект10контроль.
22ИК/Р – Итоговая контрольная работа10контроль.
23ИКД – Итоговый контрольный диктант10контроль.
24КПр – Коллективный проект8текущий
25К-ум – Коллоквиум9контроль.
26ККР – Комплексная контрольная работа10контроль.
27КАТ – Комплексный анализ текста8текущий
28КОНС – Консультация1не исп.
29К/Р – Контрольная работа10контроль.
30КС – Контрольное списывание9контроль.
31КД – Контрольный диктант10контроль.
32КОРР – Корректированная1не исп.
33КП – Курсовая работа (курсовой проект)1не исп.
34Л/Р – Лабораторная работа7текущий
35ЛЗ – Лабораторное занятие6текущий
36ЛЕК – Лекция1не исп.
37М/Д – Математический диктант5текущий
38МЗ – Модульный зачёт8не исп.
39МИУД – Мониторинг индивидуальных учебных достижений10контроль.
40Наиз – Наизусть8текущий
41Н/З – Недельное задание8текущий
42ОЗ – Обзорное занятие3текущий
43ОИ – Обучающее изложение6текущий
44ОИКП – Обучающее изложение по коллективно составленному плану5текущий
45ОС – Обучающее сочинение6текущий
46О – Опрос6текущий
47ОР – Орфографическая работа7текущий
48ОТВ – Ответ на уроке (по умолчанию)4текущий
49ОТ – Охрана труда1не исп.
50ПЗ – Пересказ9текущий
51ПИС – Письмо9текущий
52П/П – Письмо по памяти6текущий
53ПОВ – Поведение на уроке1не исп.
54П – Портфолио1не исп.
55П/Р – Практическая работа7текущий
56ПрЗ – Практическое занятие5текущий
57ПР – Проверочная работа8контроль.
58ПрЗд – Продуктивные задания1текущий
59Пр-т – Проект10контроль.
60ПА – Промежуточная аттестация10контроль.
61Р/У – Работа на уроке4текущий
62РНО – Работа над ошибками6текущий
63К/К – Работа с контурными картами8текущий
64РСТ – Работа с таблицами5текущий
65Р/Т – Рабочая тетрадь (Конспект)5текущий
66РЕФ – Реферат6текущий
67С/Р – Самостоятельная работа8текущий
68СЕМ – Семинар7контроль.
69СД – Словарный диктант6текущий
70СОЧ – Сочинение9текущий
71СК – Сочинение по картине8текущий
72СПИС – Списывание4текущий
73ТР – Творческая работа8текущий
74Тест – Тест8текущий
75ТЧ – Техника чтения7текущий
76УР – Урок1не исп.
77УЗ – Установочное занятие1не исп.
78У/И – Устное изложение8текущий
79У/С – Устное сочинение9текущий
80УС – Устный счёт7текущий
81ФВ – Факультатив1не исп.
82ЧИТ – Чтение8текущий
83ЧТ/В – Чтение вслух1текущий
84ЧТ/М – Чтение молча1текущий
85ЭКС – Экскурсия4текущий
86Я/Т – Языковая тема7текущий

При этом в дневниках и в приложении «Аналитика оценок» отображается средневзвешенный баллы.

В чем отличие средневзвешенного балла от среднего балла?

Средний балл — это сумма всех оценок, разделенная на их количество.

Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости.

Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок)

Пример подсчета:

«5» и «4» поставлено за контрольную работу;

«3» поставлено за ответ на уроке.

Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 1 балл.

Средневзвешенный балл = (5*10+3*1+4*10)/(10+1+10)=4,43.

Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +3)/3=4.

Но так как контрольные работы важнее, а они были написаны «хорошо», средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 4,43, а не на 4 ровно, повысив его шансы получить «5» в четверти.

Примечание: средневзвешенный балл может быть равен среднему баллу, если все веса работ равны между собой.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

  1. Четвертная (семестровая) оценка выставляется по средневзвешенному баллу согласно Положению о системе оценивания образовательных достижений обучающихся;
  2. Годовая оценка выставляется по средневзвешенному баллу согласно Положению о системе оценивания образовательных достижений обучающихся;
  3. Итоговая оценка (которая ставится в аттестат) выставляется по среднему баллу согласно приказу Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»:

Итоговые отметки за 9 класс по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
В случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия», то в графе «Наименование учебных предметов» указывается учебный предмет «Математика», а итоговая отметка за 9 класс по указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых отметок по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» и экзаменационной отметки выпускника.
Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс.

Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.