Система оценивания
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех уровнях общего образования с 1 сентября 2020 года введена средневзвешенная система оценивания знаний учащихся!
Теперь имеет значение — за какую работу ученик получил оценку: преимущество имеют контрольные и классные работы над домашними и ответами на уроке.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
По-прежнему используется пятибальная оценка от «2» баллов до «5» баллов, где:
«5» — отлично;
«4» — хорошо;
«3» — удовлетворительно;
«2» — неудовлетворительно.
Это обусловлено требованиями стандарта (ФГОС) к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
✅личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
✅метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
✅предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Таким образом, простая среднеарифметическая оценка не способна охватить все вышеперечисленные требования к результатам освоения программы учащимся.
Право школы на установление системы оценивания закреплено статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
Средневзвешенный балл – это показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки.
Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков учащихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности учеников в учебных четвертях и полугодиях, а также ее учет при выставлении итоговой оценки.
Средневзвешенная система оценки вводится в МАОУ «СШ № 51» со второго класса начальной школы во всех классах и параллелях с целью стимулирования и активизации текущей учёбы учащихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков.
Средневзвешенная система оценки направлена на качественную подготовку учеников, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку учебной деятельности учащихся в учебном году.
Цель использования средневзвешенной системы оценки:
- стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, осуществляя объективное оценивание различных видов работ;
- повышать качество изучения и усвоения материала;
- мотивировать ученика к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года
- повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года.
Преимущества средневзвешенной оценки по сравнению со среднеарифметической оценкой:
- средний балл (среднеарифметическая оценка) представляет собой простую сумма всех оценок, разделенная на их количество, в то время как средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости;
- средневзвешенная оценка учитывает важность и сложность учебной четверти / семестра в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Технология расчёта средневзвешенной оценки: средневзвешенный балл равен частному от суммы произведений оценок на их веса на сумму весов этих оценок.
Порядок расчёта приведен ниже.
Четвертная / семестровая средневзвешенная оценка.
Четвертная / семестровая средневзвешенная оценка рассчитывается на основании четвертных / семестровых оценок за каждый вид работы на уроке, в соответствии с рабочей программой учебного предмета, курса, с учётом весового коэффициента каждого вида работы, за которые выставлены оценки.
Порядок расчёта четверной / семестровой средневзвешенной оценки приведен ниже.
Годовая средневзвешенная оценка.
Годовая средневзвешенная оценка во 2-9 классах определяется как средневзвешенное четвертных оценок с учётом весовых коэффициентов четвертей:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
---|---|---|---|
Начальные главы, параграфы и темы: повторение материала прошлого года обучения | Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения | Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения | Конечные главы, параграфы и темы: повторение материала, изученного в текущем и прошлых годах обучения |
Вес: 1 балл | Вес: 3 балла | Вес: 4 балла | Вес: 2 балла |
Таким образом, при выставлении годовой средневзвешенной оценки, применяются следующие таблицы:
1) Спорная между «5» и «4»
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
---|---|---|---|---|
5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
5 | 4 | 5 | 4 | 4 |
4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
2) Спорная между «4» и «3»
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
---|---|---|---|---|
4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
3 | 4 | 4 | 3 | 4 |
3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
3) Спорная между «3» и «2»
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
---|---|---|---|---|
3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Годовая средневзвешенная оценка во 10-11 классах определяется как средневзвешенное семестровых оценок с учётом весовых коэффициентов семестров:
I семестр | II семестр |
---|---|
Начальные главы, параграфы и темы: повторение материала прошлого года обучения и начало прохождения основного материала текущего года обучения | Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения, повторение материала текущего года обучения и прошлых лет обучения |
Вес: 1 балл | Вес: 2 балла |
Таким образом, при выставлении годовой средневзвешенной оценки, применяются следующие таблицы:
1) Спорная между «5» и «4»
I семестр | II семестр | Год |
---|---|---|
5 | 4 | 4 |
4 | 5 | 5 |
2) Спорная между «4» и «3»
I семестр | II семестр | Год |
---|---|---|
4 | 3 | 3 |
3 | 4 | 4 |
3) Спорная между «3» и «2»
I семестр | II семестр | Год |
---|---|---|
3 | 2 | 2 |
2 | 3 | 3 |
Внимание! С 1 сентября 2022 года приказом директора МАОУ «СШ № 51» от 31.05.2022 № 87-О вносятся следующие изменения в правилах округления средневзвешенного балла в целях избавления от «спорной» оценки:
Округление средневзвешенного четвертного / семестрового / триместрового / полугодового балла происходит в пользу учащегося при достижении 0,51 балла:
отметка «5» (отлично) выставляется, если средневзвешенный балл от 4,51 до 5,0;
отметка «4» (хорошо) выставляется, если средневзвешенный балл от 3,51 до 4,5;
отметка «3» (удовлетворительно) выставляется, если средневзвешенный балл от 2,51 до 3,5;
отметка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если средневзвешенный балл от 2,0 до 2,5;
отметка «Н/А» (не аттестован) выставляется, если средневзвешенный балл 0,0 (отсутствуют оценки) или недостаточная накопляемость оценок;
отметка «ОСВ» (освоил) выставляется только в 1 классе;
отметка «ЗЧ» (зачёт) и «НЗ» (незачёт) выставляется по факультативным курсам и учебным предметам, предусмотренных Положением об особенностях организации образовательного процесса по отдельным учебным предметам (курсам, модулям).
Порядок расчёта средневзвешенного балла
Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки.
Приказом директора МАОУ «СШ № 51» установлен для каждого типа работы «вес», определённый решением Методического совета МАОУ «СШ № 51» с учётом предложений цикловых методических объединений. Он выбран в промежутке от 1 до 10 и отображает, насколько данная работа важна. Например, для домашней работы (ДЗ) установлен вес = 4, для самостоятельной (С/Р) = 8, для контрольной (К/Р) = 10 и для итоговой контрольной = 10.
№ п/п | Вид работы | Вес работы | Тип контроля |
1 | АК/Р – Административная контрольная работа | 10 | админ. |
2 | АД – Арифметический диктант | 5 | текущий |
3 | АУД – Аудирование | 8 | текущий |
4 | ВКР – Входная контрольная работа | 10 | контроль. |
5 | ВКД – Входной контрольный диктант | 10 | контроль. |
6 | ДР – Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) | 1 | не исп. |
7 | ГОВОР – Говорение | 8 | текущий |
8 | ГИА – Государственная итоговая аттестация | 1 | не исп. |
9 | ГЗ – Грамматическое задание | 6 | текущий |
10 | Д/С – Диагностический срез | 8 | админ. |
11 | ДИАЛ – Диалогическая речь | 5 | текущий |
12 | Д – Диктант | 8 | текущий |
13 | ДУ – Дистанционный урок | 5 | текущий |
14 | ДОК – Доклад | 4 | текущий |
15 | Д/Р – Домашняя работа | 4 | не исп. |
16 | ДЗ – Домашнее задание | 4 | текущий |
17 | Зчт – Зачёт | 9 | не исп. |
18 | И – Изложение | 6 | контроль. |
19 | ИСП – Изложение по самостоятельно составленному плану | 9 | текущий |
20 | И/С – Изложение с элементами сочинения | 9 | текущий |
21 | Ипр – Индивидуальный проект | 10 | контроль. |
22 | ИК/Р – Итоговая контрольная работа | 10 | контроль. |
23 | ИКД – Итоговый контрольный диктант | 10 | контроль. |
24 | КПр – Коллективный проект | 8 | текущий |
25 | К-ум – Коллоквиум | 9 | контроль. |
26 | ККР – Комплексная контрольная работа | 10 | контроль. |
27 | КАТ – Комплексный анализ текста | 8 | текущий |
28 | КОНС – Консультация | 1 | не исп. |
29 | К/Р – Контрольная работа | 10 | контроль. |
30 | КС – Контрольное списывание | 9 | контроль. |
31 | КД – Контрольный диктант | 10 | контроль. |
32 | КОРР – Корректированная | 1 | не исп. |
33 | КП – Курсовая работа (курсовой проект) | 1 | не исп. |
34 | Л/Р – Лабораторная работа | 7 | текущий |
35 | ЛЗ – Лабораторное занятие | 6 | текущий |
36 | ЛЕК – Лекция | 1 | не исп. |
37 | М/Д – Математический диктант | 5 | текущий |
38 | МЗ – Модульный зачёт | 8 | не исп. |
39 | МИУД – Мониторинг индивидуальных учебных достижений | 10 | контроль. |
40 | Наиз – Наизусть | 8 | текущий |
41 | Н/З – Недельное задание | 8 | текущий |
42 | ОЗ – Обзорное занятие | 3 | текущий |
43 | ОИ – Обучающее изложение | 6 | текущий |
44 | ОИКП – Обучающее изложение по коллективно составленному плану | 5 | текущий |
45 | ОС – Обучающее сочинение | 6 | текущий |
46 | О – Опрос | 6 | текущий |
47 | ОР – Орфографическая работа | 7 | текущий |
48 | ОТВ – Ответ на уроке (по умолчанию) | 4 | текущий |
49 | ОТ – Охрана труда | 1 | не исп. |
50 | ПЗ – Пересказ | 9 | текущий |
51 | ПИС – Письмо | 9 | текущий |
52 | П/П – Письмо по памяти | 6 | текущий |
53 | ПОВ – Поведение на уроке | 1 | не исп. |
54 | П – Портфолио | 1 | не исп. |
55 | П/Р – Практическая работа | 7 | текущий |
56 | ПрЗ – Практическое занятие | 5 | текущий |
57 | ПР – Проверочная работа | 8 | контроль. |
58 | ПрЗд – Продуктивные задания | 1 | текущий |
59 | Пр-т – Проект | 10 | контроль. |
60 | ПА – Промежуточная аттестация | 10 | контроль. |
61 | Р/У – Работа на уроке | 4 | текущий |
62 | РНО – Работа над ошибками | 6 | текущий |
63 | К/К – Работа с контурными картами | 8 | текущий |
64 | РСТ – Работа с таблицами | 5 | текущий |
65 | Р/Т – Рабочая тетрадь (Конспект) | 5 | текущий |
66 | РЕФ – Реферат | 6 | текущий |
67 | С/Р – Самостоятельная работа | 8 | текущий |
68 | СЕМ – Семинар | 7 | контроль. |
69 | СД – Словарный диктант | 6 | текущий |
70 | СОЧ – Сочинение | 9 | текущий |
71 | СК – Сочинение по картине | 8 | текущий |
72 | СПИС – Списывание | 4 | текущий |
73 | ТР – Творческая работа | 8 | текущий |
74 | Тест – Тест | 8 | текущий |
75 | ТЧ – Техника чтения | 7 | текущий |
76 | УР – Урок | 1 | не исп. |
77 | УЗ – Установочное занятие | 1 | не исп. |
78 | У/И – Устное изложение | 8 | текущий |
79 | У/С – Устное сочинение | 9 | текущий |
80 | УС – Устный счёт | 7 | текущий |
81 | ФВ – Факультатив | 1 | не исп. |
82 | ЧИТ – Чтение | 8 | текущий |
83 | ЧТ/В – Чтение вслух | 1 | текущий |
84 | ЧТ/М – Чтение молча | 1 | текущий |
85 | ЭКС – Экскурсия | 4 | текущий |
86 | Я/Т – Языковая тема | 7 | текущий |
При этом в дневниках и в приложении «Аналитика оценок» отображается средневзвешенный баллы.
В чем отличие средневзвешенного балла от среднего балла?
Средний балл — это сумма всех оценок, разделенная на их количество.
Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости.
Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок)
Пример подсчета:
«5» и «4» поставлено за контрольную работу;
«3» поставлено за ответ на уроке.
Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 1 балл.
Средневзвешенный балл = (5*10+3*1+4*10)/(10+1+10)=4,43.
Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +3)/3=4.
Но так как контрольные работы важнее, а они были написаны «хорошо», средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 4,43, а не на 4 ровно, повысив его шансы получить «5» в четверти.
Примечание: средневзвешенный балл может быть равен среднему баллу, если все веса работ равны между собой.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
- Четвертная (семестровая) оценка выставляется по средневзвешенному баллу согласно Положению о системе оценивания образовательных достижений обучающихся;
- Годовая оценка выставляется по средневзвешенному баллу согласно Положению о системе оценивания образовательных достижений обучающихся;
- Итоговая оценка (которая ставится в аттестат) выставляется по среднему баллу согласно приказу Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»:
Итоговые отметки за 9 класс по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
В случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия», то в графе «Наименование учебных предметов» указывается учебный предмет «Математика», а итоговая отметка за 9 класс по указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых отметок по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» и экзаменационной отметки выпускника.
Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс.
Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.