Метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы учащимися.
Метапредметные результаты включают:
* освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
* способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
* готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
* овладение навыками работы с информацией: восприятие и со-здание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:
Познавательные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными познавательными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формирования универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универ-сальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается совокупностью всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является овладение:
— универсальными учебными познавательными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
— универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
— универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки являются:
* для проверки читательской грамотности — письменная работа на межпредметной основе;
* для проверки цифровой грамотности — практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
* для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий — экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, которая может рассматриваться как допуск к государственной итоговой аттестации.
Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.). Выбор темы итогового проекта осуществляется обучающимися.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Проектную деятельность целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, пред-ставить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Субъекты и виды мониторинга метапредметных результатов
Субъект мониторинга | Вид мониторинга | Классы |
СЕНТЯБРЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Стартовый контроль | 5–11-е |
Педагог-психолог | Психологическая диагностика | 1–9-е |
Администрация | Стартовый контроль | 2–11-е |
ОКТЯБРЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Тематический контроль, текущий контроль, наблюдение | 1–11-е |
Педагог-психолог | Консультирование, тренинги | 1–11-е |
Администрация | Стартовый контроль метапредметных результатов, УУД | 5-е |
НОЯБРЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Тематический контроль, текущий контроль, наблюдение | 1–11-е |
Педагог-психолог | Консультирование, тренинги | 1–11-е |
Администрация | Тематический контроль, текущий контроль, наблюдение | 1–11-е |
ДЕКАБРЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Рубежный контроль | 1–11-е |
Педагог-психолог | Вторичная диагностика | 1–9-е |
Администрация | Рубежный контроль | 2–11-е |
ЯНВАРЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Тематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ | 1–9-е |
Педагог-психолог | Консультирование, тренинги | 1–11-е |
Администрация | Тематический контроль, анкетирование, наблюдение за внеурочной деятельностью | 1–11-е |
ФЕВРАЛЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Тематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ | 1–9-е |
Педагог-психолог | Консультирование, тренинги | 1–11-е |
Администрация | Тематический контроль, анкетирование, наблюдение | 2–11-е |
МАРТ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Тематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ | 1–9-е |
Педагог-психолог | Консультирование, тренинги | 1–11-е |
Администрация | Итоговый контроль метапредметных результатов, УУД | 2–8-е |
АПРЕЛЬ | ||
Ученик | Самооценка, взаимооценка | 1–9-е |
Учитель | Тематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ | 1–9-е |
Педагог-психолог | Консультирование, тренинги | 1–11-е |
Администрация | Итоговый контроль УУД: индивидуальные метапредметные работы, проекты | 2–11-е |
МАЙ | ||
Ученик | Портфолио | 1–11-е |
Учитель | Итоговый контроль | 2–11-е |
Педагог-психолог | Итоговая диагностика | 1–9-е |
Администрация | Ликвидация академических задолженностей | 2–11-е |
План-график мониторинга метапредметных результатов
Наименование процедуры | Сроки проведения | Классы |
Метапредметная диагностическая работа, чтобы выявить уровень сформированности познавательных УУД и навыков работы с текстом | Сентябрь–март | 5–8-е классы |
Анкета самооценки «Умеете ли Вы учиться?» | Сентябрь | 5-й класс |
Диагностическая работа на оценку метапредметных умений в области ИКТ | Сентябрь | 6-й класс |
Федеральный мониторинг формирования функциональной грамотности: математической, читательской, естественно-научной, финансовой, глобальных компетенций и креативного мышления | Октябрь–ноябрь | 5-й, 8-й класс |
ВПР по иностранному языку, географии, истории, химии, физике, биологии | Март | 10, 11-й класс |
Подготовка и защита краткосрочных групповых проектов, чтобы выявить уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД – навыков проектной деятельности | Апрель | 5–6-е классы |
ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру | Апрель | 4-й класс |
ВПР по русскому языку, математике, биологии, географии, истории, обществознанию, физике, химии | Апрель | 5–8-е классы |
Подготовка и защита среднесрочных парно-групповых или индивидуальных проектов, чтобы выявить уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД – навыков проектной деятельности | Работа над проектами: сентябрь–март, защита – апрель | 7–8-е классы |
Подготовка и защита итогового индивидуального проекта: выявление уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД – навыков проектной деятельности | Работа над проектами: сентябрь–ноябрь, защита – декабрь | 9-й класс |
Диагностика психолога | В течение года в соответствии с планом работы | 5–9-е классы |
Наблюдения учителей-предметников: проектная деятельность в рамках уроков и внеурочной деятельности, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, анкетирование, текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учеников к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии | В течение года | 5–9-е классы |
Портфель достижений ученика | В течение года | 5–9-е классы |
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (скачать)