Личностные результаты
освоения основной образовательной программы учащимися.
Параметры личностных результатов по ФГОС:
ФГОС НОО от 06.10.2009 (п. 9 ФГОС НОО) | ФГОС НОО 2021 года (п. 40 ФГОС НОО) |
• Сформированность основ гражданской идентичности; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию; • сформированность мотивации к обучению и познанию; • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества | • Формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; • готовность обучающихся к саморазвитию; • мотивация к познанию и обучению; • ценностные установки и социально значимые качества личности; • активное участие в социально значимой деятельности |
ФГОС ООО от 17.12.2010 (п. 8 ФГОС ООО) | ФГОС ООО 2021 года (п. 41 ФГОС ООО) |
• Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; • способность ставить цели и строить жизненные планы; • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание | • Осознание российской гражданской идентичности; • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; • ценность самостоятельности и инициативы; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом |
Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
ФГОС ООО определяет содержательные приоритеты в раскрытии направлений воспитательного процесса: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания. В Стандарте делается акцент на деятельностные аспекты достижения обучающимися личностных результатов на уровне ключевых понятий, характеризующих достижение обучающимися личностных результатов: осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Используемый инструментарий в МАОУ «СШ № 51» для оценки личностных результатов учащихся:
Опросники и методики
1. Сформированная познавательная активность: интеллектуальная активность, настойчивость, желание развить свои способности или, напротив, пассивность, склонность отступать, безразличие к самопознанию, нежелание развиваться.
1–6-е классы | Методика «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская, вариант для учеников и родителей) |
7–11-е классы | Опросник «Диагностика тенденции к саморазвитию» (А.М. Прихожан) |
2. Сформированная учебная мотивация: любознательность, позитивное отношение к обучению, стремление к знаниям, интерес к учебе сохраняется и при возникновении сложностей или, напротив, негативное отношение к обучению и знаниям, утрата учебной активности в случае трудностей.
1–5-е классы | Методика «Определение уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова) |
5–11-е классы | Методика изучения мотивации обучения (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) Методика «Выявление мотивов учения» (Е.Б. Весна, О.О. Киселева) |
3. Социальная компетентность: умение сотрудничать, конструктивно конфликтовать, вести диалог, соблюдать нормы этикета, управлять своей агрессией или, напротив, неумение включаться в работу группы, неумение сотрудничать, неконструктивное поведение в конфликте, низкий уровень владения элементарными нормами поведения и собственной агрессией.
1–11-е классы | Экспертная оценка социальной компетентности (на основе методики Н.П. Капустина) Экспертная оценка воспитанности (Н.П. Капустина) |
4. Самостоятельность и ответственность: способность действовать независимо, полностью реализовать все этапы деятельности, принятие ответственности за результаты собственных действий или, напротив, потребность в контроле и руководстве, отказ от самостоятельности, перекладывание ответственности на других и обстоятельства.
1–4-е классы | «Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина) |
5–11-е классы | Методика «Экспресс-диагностика ответственности» (В.П. Прядеин) |
5. Нравственность: сформированность нравственных ценностей, внутреннее согласие с ними, гуманное отношение к другому, уважение к закону или, напротив, пренебрежение общечеловеческими ценностями, цинизм, выраженный эгоизм, обесценивание другого человека, пренебрежение законами.
1–4-е классы | Методика «Диагностика сформированности нравственных понятий» (Н. Александрова, Н. Курносова) Методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (Т.А. Фалькович) |
5–11-е классы | Методика «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько) Опросник «Отношение к нравственным нормам поведения» (Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун) |
Самоанализ
Самоанализ собственных личностных результатов учащихся с помощью анкеты «Результаты самоанализа личностного развития учеников» для основной школы. Анкета содержит утверждения по темам:
• патриотизм;
• гражданственность, права и свободы личности;
• свободное развитие личности;
• учеба и самообразование;
• коммуникация и взаимоотношения;
• школьное самоуправление;
• семья и школа;
• профориентация и самоопределение;
• здоровый образ жизни;
• искусство, творчество;
• бережное отношение к природе.
Утверждения сгруппированы в три блока: знания и система ценностей «Я знаю», позитивная внутренняя позиция «Я отношусь», наличие опыта деятельности «Я делаю». Ученик должен выбрать утверждение, наиболее близкое ему по ощущениям.
Портфолио
Одна из функций ученических портфолио – диагностическая. Портфолио фиксирует изменения и позволяет выявить личностный рост за определенный период времени. Портфолио помогает ребенку увидеть, на что он способен, дает ему стимул для роста. А родителям и педагогам показывает, как помочь ребенку максимально развить способности, сделать его успешным.
Диагностику личностного развития проводит как классный руководитель, так и сам ученик. Причем классный руководитель делает выводы о личностном росте ученика на основе его самооценки и самоанализа.
Школьник ставит цель и определяет задачи для ее достижения, в течение года фиксирует в портфолио свои результаты по предметам и проектной деятельности, участию в конкурсах и олимпиадах, занятиям в кружках и секциях, описывает участие в различных мероприятиях. В конце учебного года ученик проводит самоанализ собственных планов, интересов, итогов года, сопоставляет задачи с результатом и делает выводы. Сравнивает результат учебного года с предыдущими и видит свои достижения, свой рост.
Классный руководитель сравнивает самоанализ ученика со своими наблюдениями, с результатами предыдущих лет. Таким образом он прослеживает динамику личностных изменений школьника: остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления, стремления, взгляды меняются.