Метапредметные результаты

освоения основной образовательной программы учащимися.

Метапредметные результаты включают:
* освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
* способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
* готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
* овладение навыками работы с информацией: восприятие и со-здание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:

Познавательные универсальные учебные действия

Овладение универсальными учебными познавательными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формирования универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универ-сальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается совокупностью всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является овладение:
универсальными учебными познавательными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки являются:
* для проверки читательской грамотности — письменная работа на межпредметной основе;
* для проверки цифровой грамотности — практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
* для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий — экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, которая может рассматриваться как допуск к государственной итоговой аттестации.
Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.). Выбор темы итогового проекта осуществляется обучающимися.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Проектную деятельность целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, пред-ставить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Субъекты и виды мониторинга метапредметных результатов

Субъект мониторингаВид мониторингаКлассы
 СЕНТЯБРЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительСтартовый контроль5–11-е
Педагог-психологПсихологическая диагностика1–9-е
АдминистрацияСтартовый контроль2–11-е
 ОКТЯБРЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительТематический контроль, текущий контроль, наблюдение1–11-е
Педагог-психологКонсультирование, тренинги1–11-е
АдминистрацияСтартовый контроль метапредметных результатов, УУД5-е
 НОЯБРЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительТематический контроль, текущий контроль, наблюдение1–11-е
Педагог-психологКонсультирование, тренинги1–11-е
АдминистрацияТематический контроль, текущий контроль, наблюдение1–11-е
 ДЕКАБРЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительРубежный контроль1–11-е
Педагог-психологВторичная диагностика1–9-е
АдминистрацияРубежный контроль2–11-е
 ЯНВАРЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительТематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ1–9-е
Педагог-психологКонсультирование, тренинги1–11-е
АдминистрацияТематический контроль, анкетирование, наблюдение за внеурочной деятельностью1–11-е
 ФЕВРАЛЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительТематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ1–9-е
Педагог-психологКонсультирование, тренинги1–11-е
АдминистрацияТематический контроль, анкетирование, наблюдение2–11-е
 МАРТ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительТематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ1–9-е
Педагог-психологКонсультирование, тренинги1–11-е
АдминистрацияИтоговый контроль метапредметных результатов, УУД2–8-е
 АПРЕЛЬ 
УченикСамооценка, взаимооценка1–9-е
УчительТематический контроль, текущий контроль. Наблюдение в форме тестирования, проверочных и самостоятельных работ1–9-е
Педагог-психологКонсультирование, тренинги1–11-е
АдминистрацияИтоговый контроль УУД: индивидуальные метапредметные работы, проекты2–11-е
 МАЙ 
УченикПортфолио1–11-е
УчительИтоговый контроль2–11-е
Педагог-психологИтоговая диагностика1–9-е
АдминистрацияЛиквидация академических задолженностей2–11-е

План-график мониторинга метапредметных результатов

Наименование процедурыСроки проведенияКлассы
Метапредметная диагностическая работа, чтобы выявить уровень сформированности познавательных УУД и навыков работы с текстомСентябрь–март5–8-е классы
Анкета самооценки «Умеете ли Вы учиться?»Сентябрь5-й класс
Диагностическая работа на оценку метапредметных умений в области ИКТСентябрь6-й класс
Федеральный мониторинг формирования функциональной грамотности: математической, читательской, естественно-научной, финансовой, глобальных компетенций и креативного мышленияОктябрь–ноябрь5-й, 8-й класс
ВПР по иностранному языку, географии, истории, химии, физике, биологииМарт10, 11-й класс
Подготовка и защита краткосрочных групповых проектов, чтобы выявить уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД – навыков проектной деятельностиАпрель5–6-е классы
ВПР по русскому языку, математике, окружающему мируАпрель4-й класс
ВПР по русскому языку, математике, биологии, географии, истории, обществознанию, физике, химииАпрель5–8-е классы
Подготовка и защита среднесрочных парно-групповых или индивидуальных проектов, чтобы выявить уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД – навыков проектной деятельностиРабота над проектами: сентябрь–март, защита – апрель7–8-е классы
Подготовка и защита итогового индивидуального проекта: выявление уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД – навыков проектной деятельностиРабота над проектами: сентябрь–ноябрь, защита – декабрь9-й класс
Диагностика психологаВ течение года в соответствии с планом работы5–9-е классы
Наблюдения учителей-предметников: проектная деятельность в рамках уроков и внеурочной деятельности, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, анкетирование, текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учеников к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексииВ течение года5–9-е классы
Портфель достижений ученикаВ течение года5–9-е классы

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (скачать)