Страничка учителя начальных классов
План работы по подготовке к ВПР
4 «Б» класса
на 2019-2020 учебный год.
«ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА К СДАЧЕ ВПР»
ВПР – Всероссийские проверочные работы. Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ваш ребенок к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года войдёт в 4-х классах в штатный режим.
Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?
Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
План работы с учащимися
Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся,уровня их умственного развития,изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений,их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
- выявление ошибок
- фиксирование ошибок
- анализ допущенных ошибок
- планирование работы по устранению пробелов
- устранение пробелов ЗУН
- меры профилактики.
Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?
- создать благоприятную атмосферу на уроке; -своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- разнообразить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
- освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; -ориентировать детей на ценности , которые охватывают важнейшие стороны деятельности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир; -культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Что дают ВПР
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
- Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.
- Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
- Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
- Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
- Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
- Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.
Общая информация о ВПР
Если говорить о подготовке к ВПР, то можно выделить три составляющие готовности к ним:
- Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.);
- Предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);
- Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Утверждён график проведения ВПР
17, 19 апреля – русский язык
24 апреля – математика
26 апреля – окружающий мир
(Возможно будут изменения)
Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике. Именно диктант является основным показателем грамотности ученика. Конечно, диктант должен читаться в соответствии с действующими в языке произносительными нормами.
Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.
ВПР по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с представленной в разных формах информацией.
ВПР по окружающему миру проверяет достижения не только предметных, но и овладения межпредметными понятиями.
ВПР проходит по следующим правилам:
- Каждому участнику ВПР заранее присваивается индивидуальный код (четырёхзначное число), который используется на всех этапах проведения ВПР.
- В день проведения ВПР каждому ученику выдаётся его код, проводится инструктаж в течение 5 минут, выдаются распечатанные варианты проверочных работ для выполнения заданий. Каждый участник вписывает выданный ему код в специально отведённое поле в верхней правой части каждого листа с заданиями.
- На написание ответов на каждый предмет отведено 45 минут.
- Запрещается пользоваться любыми учебниками, словарями, справочниками во время выполнения заданий.
- По окончанию все работы сдаются.
- К проверке работ привлекаются эксперты-учителя начальных классов, не работающие в данном классе, имеющие стаж не менее 3-х лет. Процедура проверки носит анонимный характер (по коду), персональные данные детей защищены. Результаты вносятся в итоговые сводки также по коду.
- Общий балл формируется путем суммирования баллов за выполнение всех заданий работы и его максимальное значение составляет: по русскому языку – 42 балла, по математике – 18 баллов, по окружающему миру – 30 баллов.
- Первичные баллы за выполнение проверочной работы переводятся в отметку по пятибалльной шкале.
Шкала перевода первичных баллов в отметку по пятибалльной шкале:
По русскому языку
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 — 12 | 13- 23 | 24-33 | 34-42 |
По математике
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 — 5 | 6- 9 | 10 -12 | 13-18 |
По окружающему миру
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 — 7 | 8- 16 | 17 -24 | 25-30 |
Бал за ВПР выставляется за одну-две недели. Все оценки будут доступны каждому учащемуся.
Предполагаемые результаты
- психологическая и информационная готовность выпускников начальной школы к сдаче промежуточной аттестации в форме ВПР
- увеличение количества выпускников, успешно сдавших промежуточную аттестацию в форме ВПР
- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
- повышение социального престижа школы.
Подготовка к ВПР
Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.
Как уже было сказано, невозможно «впихнуть» в ребенка все знания в короткий промежуток времени. Многое зависит от того, насколько родители уделяли внимание развитию своего ребенка. Как бы банально это не прозвучало, но хорошо развивает кругозор чтение энциклопедий.
Потренировать детей можно на сайтах:
на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам с 2017 года;
на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.
Если ориентироваться на задания тестов с сайта НИКО, то можно увидеть, что многие из них проверяют не только знания по школьной программе, но и общий кругозор ребенка. Многие вопросы формулируются исходя из современной картины событий и даже бытовых вещей.
План работы подготовки
учащихся 4 класса
к ВПР 2019-2020 учебный год
План работы по подготовке к ВПР по математике
№ | Тема | Срок |
1 2 3 4 | Таблица умножения. Умножение и деление в пределах 100 Письменные приёмы умножения и деления Решение задач Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику | сентябрь |
1 2 3 4 | Геометрический материал Письменные приёмы умножения и деления Задачи с именованными числами Нахождение значения выражения Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику | октябрь |
1 2 3 4 | Текстовые задачи Умножение и деление в пределах 1000 Письменные приёмы умножения и деления Пространственное воображение Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику | ноябрь |
1 2 3 4 | Порядок действий в выражениях Нумерация чисел Действия с именованными числами Решение задач Пробная ВПР | декабрь |
1 2 3 4 | Решение уравнений Умножение и деление многозначных чисел Решение задач Порядок действий Выполнение образцов заданий ВПР. Умножение и деление столбиком | январь |
1 2 3 4 | Задачи повышенного уровня Сложение и вычитание, умножение и деление столбиком Задачи на время Геометрический материал Выполнение образцов заданий ВПР. | февраль |
Выполнение демоверсий ВПР. | март | |
ВПР | апрель |
План работы по подготовке к ВПР по русскому языку
Основное направление | Тема | Срок |
Однородные члены предложения | 1. Предложение. Текст. 2. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 3. Правописание безударных гласных в корне слова. 4. Слова с непроизносимыми согласными. 5.Правописание предлогов и приставок. Выполнение образцов заданий ВПР. | сентябрь |
Деление текста на смысловые части, составление плана текста | 1. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2. Правописание безударных гласных в корне слова. 3. Правописание предлогов и приставок. Выполнение образцов заданий ВПР. 4. Имя существительное. | октябрь |
Синонимы | 1. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2. Правописание безударных гласных в корне слова. 3. Имя существительное. | ноябрь |
Морфемика. Орфография | 1. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2. Правописание безударных гласных в корне слова. 3. Имя существительное. Выполнение образцов заданий ВПР. Пробная ВПР. | декабрь |
Морфология . Орфография | 1. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2.Имя прилагательное Выполнение демоверсий ВПР. | январь |
Лексика. Культура речи. | 1. Имя прилагательное. 2. Глагол Выполнение демоверсий ВПР. | февраль |
Морфология | 1. Местоимение. 2. Глагол. 3. Служебные части речи. Выполнение демоверсий ВПР. | март |
ВПР. | апрель |
План работы по подготовке к ВПР по окружающему миру
№ | Тема | Срок |
1 | Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | сентябрь |
2 | Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | сентябрь |
3 | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | сентябрь |
4 | Определение по рисунку объектов, созданных природой | октябрь |
5 | Смена дня и ночи на Земле. | октябрь |
6 | Работа с таблицами. | октябрь |
7 | Решение задач. | ноябрь |
8 | Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. | ноябрь |
9 | Работа с картой. | ноябрь |
10 | Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. | декабрь |
11 | Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие. | декабрь |
12 | Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи | январь |
13 | Заполнение таблиц по исходным данным. | январь |
14 | Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. | февраль |
15 | Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме | февраль |
16 | Вредные привычки. | март |
17 | Деление предметов на группы | март |
18 | Знаки. Определение знака и правила к нему. | март |
19 | Выполнение демоверсий ВПР | апрель |
20 | ВПР. | апрель |
Страничку подготовил учитель начальных классов
Скворцова Александра Юрьевна