Система оценивания
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на всех уровнях общего образования с 1 сентября 2020 года введена средневзвешенная система оценивания знаний учащихся!
Теперь имеет значение — за какую работу ученик получил оценку: преимущество имеют контрольные и классные работы над домашними и ответами на уроке.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
По-прежнему используется пятибальная оценка от «2» баллов до «5» баллов, где:
«2» — неудовлетворительно;
«3» — удовлетворительно;
«4» — хорошо;
«5» — отлично.
Это обусловлено требованиями стандарта (ФГОС) к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
10.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Таким образом, простая среднеарифметическая оценка не способна охватить все вышеперечисленные требования к результатам освоения программы учащимся.
Право школы на установление системы оценивания закреплено статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
Средневзвешенный балл – это показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки.
Средневзвешенная система оценки знаний, умений и навыков учащихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности учеников в учебных четвертях и полугодиях, а также ее учет при выставлении итоговой оценки.
Средневзвешенная система оценки вводится в МАОУ «СШ № 51» со второго класса начальной школы во всех классах и параллелях с целью стимулирования и активизации текущей учёбы учащихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков.
Средневзвешенная система оценки направлена на качественную подготовку учеников, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку учебной деятельности учащихся в учебном году.
Цель использования средневзвешенной системы оценки:
- стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, осуществляя объективное оценивание различных видов работ;
- повышать качество изучения и усвоения материала;
- мотивировать ученика к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года
- повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года.
Преимущества средневзвешенной оценки по сравнению со среднеарифметической оценкой:
- средний балл (среднеарифметическая оценка) представляет собой простую сумма всех оценок, разделенная на их количество, в то время как средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости;
- средневзвешенная оценка учитывает важность и сложность учебной четверти / семестра в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Технология расчёта средневзвешенной оценки: средневзвешенный балл равен частному от суммы произведений оценок на их веса на сумму весов этих оценок.
Порядок расчёта приведен ниже.
Четвертная / семестровая средневзвешенная оценка.
Четвертная / семестровая средневзвешенная оценка рассчитывается на основании четвертных / семестровых оценок за каждый вид работы на уроке, в соответствии с рабочей программой учебного предмета, курса, с учётом весового коэффициента каждого вида работы, за которые выставлены оценки.
Порядок расчёта четверной / семестровой средневзвешенной оценки приведен ниже.
Годовая средневзвешенная оценка.
Годовая средневзвешенная оценка во 2-9 классах определяется как средневзвешенное четвертных оценок с учётом весовых коэффициентов четвертей:
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Начальные главы, параграфы и темы: повторение материала прошлого года обучения |
Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения |
Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения |
Конечные главы, параграфы и темы: повторение материала, изученного в текущем и прошлых годах обучения |
Вес: 1 балл |
Вес: 3 балла |
Вес: 4 балла |
Вес: 2 балла |
Таким образом, при выставлении годовой средневзвешенной оценки, применяются следующие таблицы:
1) Спорная между «5» и «4»
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
2) Спорная между «4» и «3»
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3) Спорная между «3» и «2»
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Годовая средневзвешенная оценка во 10-11 классах определяется как средневзвешенное семестровых оценок с учётом весовых коэффициентов семестров:
1 семестр/полугодие |
2 семестр/полугодие |
Начальные главы, параграфы и темы: повторение материала прошлого года обучения и начало прохождения основного материала текущего года обучения |
Основные главы, параграфы и темы: материал текущего года обучения, повторение материала текущего года обучения и прошлых лет обучения |
Вес: 1 балл |
Вес: 2 балла |
Таким образом, при выставлении годовой средневзвешенной оценки, применяются следующие таблицы:
1) Спорная между «5» и «4»
1 семестр/полугодие |
2 семестр/полугодие |
Год |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2) Спорная между «4» и «3»
1 семестр/полугодие |
2 семестр/полугодие |
Год |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3) Спорная между «3» и «2»
1 семестр/полугодие |
2 семестр/полугодие |
Год |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5.10. Округление средневзвешенной оценки происходит по правилам математики в пользу учащегося.
Например:
от 2,0 до 2,4 – «2»;
от 2,5 до 2,9– «3»;
от 3,0 до 3,4 – «3»;
от 3,5 до 3,9 – «4»;
от 4,0 до 4,4 — «4»;
от 4,5 до 4,9 и 5,0 — «5».
Порядок расчёта средневзвешенного балла
Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки.
Приказом директора МАОУ «СШ № 51» устанавливают для каждого типа работы «вес», определённый решением Методического совета МАОУ «СШ № 51» с учётом предложений цикловых методических объединений. Он может быть выбран в промежутке от 1 до 10 и отображает, насколько данная работа важна. Например, для домашней работы установлен вес = 4, для самостоятельной = 8, для контрольной = 10 и для итоговой контрольной = 10.
При этом в дневниках и в приложении «Аналитика оценок» отображается средневзвешенный баллы.
В чем отличие средневзвешенного балла от среднего балла?
Средний балл — это сумма всех оценок, разделенная на их количество.
Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости.
Средневзвешенный балл = |
(сумма произведений оценок на их веса) |
(сумма весов этих оценок) |
Пример подсчета:
«5» и «4» поставлено за контрольную работу;
«3» поставлено за ответ на уроке.
Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 1 балл.
Средневзвешенный балл = (5*10+3*1+4*10)/(10+1+10)=4,43.
Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +3)/3=4.
Но так как контрольные работы важнее, а они были написаны «хорошо», средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 4,43, а не на 4 ровно, повысив его шансы получить «5» в четверти.
Примечание: средневзвешенный балл может быть равен среднему баллу, если все веса работ равны между собой.