Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 51 ИМЕНИ М.З. ПЕТРИЦЫ

Русский язык и литература


Игры на уроках русского языка

Как элемент любого урока, метод обучения русскому языку, как прием активизации учебного процесса и воспитании интереса к изучению русского языка на уроках и во внеурочное время на занятиях факультатива и кружка – я использую игры.

Учебный процесс, сопровождаемый играми, характеризуется большой активностью, проявлением инициативы, смекалки детей, лучшим и более прочным запоминанием изученного материала. Игры дают богатый материал интеллектуального развития школьников,  их умственных способностей, помогают учителю изменять формы работы на уроке, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно учиться.   

В основе игровых занятий – состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. Используя ту или иную игру, я ставлю ее на службу преодоления определенных недостатков в усвоении того или иного материала в школьной программе, на повышении снижении усвоения, на заинтересованности учащихся к определенной теме.

При использовании игры опираюсь на следующие задачи:

1) разбудить в учащихся интерес, вкус к игре, желание играть;

2) направить игру в нужное русло, ведь игра нас интересует не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она помогает учащимся приблизиться к вполне конкретным целям обучения.

В игре действуют только положительные эмоции. Эмоциональность игры, спонтанность, некоторые другие факторы позволяют учащихся включаться в занятие не частично и не формально, а дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества  в полной мере. Ученики получают от игры удовольствие, так как игра стимулирует учащихся к участию в занятии. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние.

Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности, требующая взаимопонимания и взаимодействия учащихся.Совместная деятельность укрепляет положение учителя как организатора учебного процесса и повышает его профессиональный авторитет, сплачивает класс, создает в нем дружеские и одновременно деловые  отношения.

 Игра позволяет обычно даже трудный материал представить в привлекательной форме для учеников. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими приемами обучения. Игра дает и самому учителю профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества. Эта форма работы помогает учащимся по-новому увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, и поэтому использование игры положительно влияет на все стороны учебного процесса.

При использовании игр необходимо соблюдать некоторые тактические правила:

1) не быть однозначной в своем поведении, делать иногда то, что для учащихся неожиданно: неожиданный вопрос, шутка;

2) быть внимательной и благожелательной к игрокам. Избегать оценок «Неправильно!», «Плохо!», запретительных заданий «Нельзя!» и никогда не высказывать, даже мимикой и жестами, пренебрежения к их вопросам, просьбам, соображениям. Но в то же время важно поддерживать дисциплину, исправлять ошибки. Для создания разумной дисциплины я пользуюсь формулами «Извините, я отвлеку Вас от вашего разговора», «Минуточку внимания, мне сейчас потребуется Ваша помощь». При исправлении ошибок стараюсь не обижать их: «А, так Вы имеете в виду (хотели сказать…);

3) быть авторитетной и уверенной в своих поступках и решениях.

Игра на занятиях начинается не тогда, когда дети получают задания, а тогда, когда им становится интересно играть. Это значит, что у учащихся игра вызывает приятные эмоции и дает пищу их уму. Игровые задания надо давать как отдых: «Упражнение мы с Вами выполнили, теперь нас ждет отдых. Играем в такую игру…». Можно поступать так, как будто она и не планировалась: «Мы говорим о еде. Кстати, что значит правильно питаться? Составим меню, чтобы было и вкусно, и полезно, и дешево.» В ходе игры постоянно надо подбадривать учащихся: «Так!», «Хорошо!», «Молодцы!». А в конце игры – благодарить и хвалить их: «Прекрасно!», «Вы меня обрадовали своей игрой!». Победителей важно поздравить всем классом: «Победителю, ура!»

Игра позволяет создавать положительные эмоции, но и сама нуждается в предварительном эмоциональном настрое учащихся. Его иногда создают и искусственно – шуткой. Задачи, которые стоят перед игроками, не должны быть слишком простыми, но в то же время они должны быть посильными для них.

Игровой этап урока стараюсь готовить тщательно: проигрываю самую трудную роль сама, выбираю инициативных и подготовленных исполнителей, даю нужные слова на доске, план работы над игрой, объясняю участникам игры их тактики. Несмотря на все трудности, игра дает учителю такие возможности, такой творческий подъем  и такое удовлетворение, что пользоваться ею стоит.

Пример игры-соревнования. Тема «Знакомство. Представление». «Сколько у человека имен?»

Подготовка к игре. Учащиеся должны знать, от каких русских имен образуются производные (уменьшительные).

Задание. Выберите два полных русских имен: одно мужское, одно женское. Придумайте от них как можно больше производных. На игру дается 3 минуты.

Реализуемый материал. Образование русских уменьшительно-ласкательных имен.

Пример ролевой игры. Тема «Портретная характеристика». «Передай книгу моему знакомому».

Задание. А. Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять у него книгу. Но оказалось, что Вы не можете поехать на эту встречу. Позвоните своему другу, объясните, что встречу отменить нельзя. Попросите его встретиться со знакомым вместо Вас.

 Б. Выслушайте просьбу А. Уточните, что, где, когда, с кем Вам предстоит встретиться. Попросите дать описание его внешности.

Реализуемый материал. Характеристика внешности человека, вопросы и ответы о наиболее характерных чертах внешности, одежды.

Пример инструментальной игры. Тема «Питание». «Составление меню».

Задание. Составьте меню обычного (праздничного) дня.

Реализуемый материал. Лексика по теме – названия блюд.

Комментарий. Игра ведется в быстром темпе.

Основная задача – научить учащихся пользоваться названиями блюд.

Пример «гибридной» формы игры – ролевая игра и микроэтюд. Тема «Позвольте Вам представить».

Задание А. В Ваш класс пришел новый ученик. Познакомьте его с учителем.

Задание Б. Вы новый учащийся класса. Один из учеников знакомит Вас с учителем. Представьтесь, ответьте на все вопросы учителя.

Реализуемый материал. Знакомство в ролевых отношениях.

Такие игры можно составить на любые темы высказывания: «Учеба», «Труд», «Отдых», «Мои интересы», «Родной край», «Мои друзья», «Будни и праздники» и т.д.  Большим успехом они пользуются и на занятиях факультатива, кружка, элективного курса.

При изучении особых курсов программы русского языка я пользуюсь фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими играми.

Пример фонетических игр

Игра «Догадайся». Учитель показывает немую артикуляцию гласных и согласных, а ученики должны по движению губ назвать, какой это звук – гласный или согласный.

Игра «Побольше эмоций». Возьмем одну фразу. Кто сумеет ее произнести с наибольшим количеством интонаций.

Игра «Кто скорее». Учитель предлагает написать пять слов, в которых больше будет звуков, чем букв. Такие игры направлены на преодоление недостатков звукового анализа и синтеза, недочетов в навыках чтения, письма и устной речи.

Пример лексических игр

Игра «Самый внимательный». Кто назовет больше предметов, изображенных на рисунке. Рисунок демонстрируется не более одной минуты.

Игра «Сортировка слов». Предлагается список слов. Их следует рассортировать по тематическим группам.

Пример грамматических игр

Игра «Корень и дерево». Придумайте как можно больше слов, производных от…

Игра «Одно слово». Составить предложение из слов, каждое из которых включает один и тот же корень (Ученик учится по учебнику учителя).

Игра «Телеграмма». Вам пришла телеграмма. Восстановите полный текст сообщения.

В старших классах для развития у школьников творческого подхода к усвоению знаний применяю лингвистические задачи-игры. Ряд задач нацелен на «открытие» важных лингвистических понятий, таких, как: фонема, морфема, падеж и др. Эти игры не требуют специальных знаний для их решения. К ответу ведет путь строгого логического рассуждения, которое опирается в основном на приведенные в условии данные, а также на обычное владение русским языком.

Задачи эти делятся на

1) фонетические,

2) графические,

3) морфологические,

4) синтаксические,

5) семантические,

6) задачи, совмещающие явления разных уровней.

 Пример фонетических задач

1) Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении.

2) Даны русские слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, оболочка, поладить, увлечение, уложить. Среди них имеется тройка слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню, и пара слов, восходящих к другому общеславянскому корню. Задание: найдите эту пару и эту тройку. Если в Вашем решении предполагается, что корни изменяли свой вид, подтвердите возможность каждого изменения примерами. Это задача-исследование. Она входит в категорию трудных задач, но ученикам она интересна.

Пример морфологических задач

1) Одно из слов – дверь, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род. Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ.

2) Установите правило образования прилагательных от существительных для следующих прилагательных: фондовый, порядковый, карликовый, маковый, бобовый, очаговый, псовый, береговой, весовой, домовой, парниковый.

Пример задачи по синтаксису. Сколько разных фраз может получиться, если записать в разном порядке слова: я, вчера, пришел, домой, вечером?

Пример семантической задачи. Даны слова: читать, защищать, высокий, любить, новый, красить, глубокий, белый, изобретать, лечить, лихой, длинный, учить, целовать, поить, лежать, пациент, читатель, длина, скорость. Задание: организовать слова в пары так, чтобы второе слово каждой пары могло быть объяснено через первое (учить – учитель).

Лингвистические задачи-игры любят решать сильные ученики, но и слабые проявляют особый интерес. Задачи сложные, но занимательные, захватывающие. К тому же в последние годы в тестах ЕГЭ по русскому языку, в заданиях дистанционной олимпиады, всероссийской игры «Русский медвежонок – языкознание для всех» встречаются схожие задания.

Интересны игры по развитию речи учащихся.

Игра «Фантазеры». Участникам игры предлагаются слова, которые нужно включить в высказывание: 1) чай, очки, газета; 2) обед, трамвай, библиотека; 3) друг, кино, мороженое; 4) теплоход, север, школьник.

Игра «Путаница».

Напишите правильно слова.

Леодоя

Торавкь

Скерол

Латуыбк

Аназксаве

Кубла

Илкви

Купашод

Игра «Дедушка вспоминает». Сейчас Николай Иванович старый человек и не работает. Но в молодые годы он сменил много профессий. Скажите, где и кем он мог работать: вокзал, магазин, кинотеатр, аэропорт, завод, фабрика, почта, больница, институт, министерство?

На уроках и во внеурочное время, когда дети устают или остается свободное время, пользуюсь играми из цикла в «Свободную минуту», «В часы досуга». С большим успехом дети решают метаграммы, шарады, анаграммы, путаницы, загадки-складки, играют в словесный футбол, в игру-карты, -домино, соревнуются в мотогонки, разгадывают ребусы, шарады, кроссворды, чайнворды, увлекательны игры-загадки, игры-рассказы, игры-диалоги, задания с элементами занимательности.

Пример загадки-складки.

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…

Пример задания с элементами занимательности.

1) Какие два местоимения мешают ездить по дороге?

2) Какое местоимение требует чистоты?

3) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать справа налево?

4) Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным?

Пример шарады.

  1. Местоимение, предлог,

      Меж них – фамилия поэта.

      А целое – известный плод,

      Что зреет на исходе лета.

  1. Первый слог мой каждый знает –

      В классах он всегда бывает.

      Мы к нему союз прибавим,

      Сзади дерево поставим.

      Чтобы целое узнать,

      Город надобно назвать.

Педагоги и психологи давно уже отметили роль игры в становлении человека, развитии его способностей, подготовке его к самостоятельной трудовой деятельности. Игра – это не только неотъемлемая часть детства, игра как наиболее удачный способ моделирования реальной действительности прочно входит в арсенал средств педагогики для взрослых: военные маневры, штабные учения, деловые игры хозяйственных руководителей. Уметь серьезно играть дети должны научиться еще в школе. В учебный процесс внедряются деловые игры.– игры, связанные с усвоением знаний, роль которых трудно переоценить. Организационными формами деловой игры являются микрокласс (группа учеников из 3-5, 5-10 человек) и микроурок (часть урока с продолжительностью 10-15 минут). Микроурок включает в себя следующие этапы: постановка учителем задачи и ответы учеников, дискуссия, вывод и составление алгоритма, при необходимости заключение «эксперта» -ученика. Для игры беру трудные случаи из разделов языка – синтаксиса, фонетики, морфологии, лексики, примеры из школьного учебника, методических статей, опубликованных в изданиях по языку, из книг для учителя.

Описание одного микроурока. Даны предложения: Летний солнечный день. На поляне тишина. Вот речка. Рядом речка. Задание: найти среди данных предложений предложение назывное, т. е. разграничить распространенные предложения и двусоставные полные предложения.

Идет дискуссия, в ходе которой выявляется необходимость определить второстепенные члены, и тогда ученики осознают, что дополнение  и обстоятельство, принадлежащие составу сказуемого, могут быть только в двусоставном предложении. Если в предложении из второстепенных членов наличествуют только определения, перед нами назывное предложение. Алгоритм готов.

Часто учащимся предлагаю игры «Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Великолепная семерка», «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником». Большой интерес к подобным урокам проявляют не только способные ученики, но и неуспевающие, потерявшие всякий интерес к учебе. Игры расшевелят их, вызывают интерес к предмету, желание учиться, вырабатывается в них уверенность в свои силы, стремление к новому. Можно использовать всю игру как метод обучения или же какие-то ее элементы.

Пример игры «Поле чудес». Тема «Лексика. Архаизмы»

Задания.

  1. Старинная женская обувь из четырех букв (коты).
  2. Величественная красота, слово из десяти букв (благолепие).
  3. Мальчик из барской семьи, слово из шести букв (барчук).
  4. При крепостном праве: принудительный труд крестьян на помещичьей земле, слово из семи букв (барщина).
  5. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна, слово из пяти букв (армяк).

Комментарий. Игра проводится в три этапа, по желанию победителя можно сыграть в суперигру. На барабане указаны очки, деление «приз» — оценка «отлично», можно включать задания, типа: 1) прочитать выразительно любимое стихотворение, 2) рассказать смешную историю из личной жизни, 3) передать кратко содержание прочитанного произведения, 4) спеть песню на слова А. Пушкина, С. Есенина и т. п.

Пример игры «Великолепная семерка». Тема «Словесные раскопки».

Комментарий. В игре участвуют две команды. В каждой команде по семь игроков. Учитель предлагает командам задания и игры по теме. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков. В начале игры учитель рассказывает участникам о том, что все слова имеют свою историю. Подготовленные ученики помогают учителю в проведении игры.        Вступительное слово учителя. Мы с детства привыкли к словам русского языка, произносим их не задумываясь, как образованы они, почему так назван тот или иной предмет. Между тем каждое слово может «рассказать» о себе немало интересного.

В русском языке очень много слов. Появились они, конечно, не сразу. Язык обогащается постепенно, вместе с развитием культуры, техники, науки… Пушкин, например, не знал слов «компьютер», «космонавт». Он не мог их знать, потому что их не было, не было таких понятий,  которые они стали обозначать. Для нас же непонятны такие слова, как «тло» — основание, дно, земля, «конка» — вид транспорта. Этот процесс непрерывный: одни слова рождаются, другие умирают. Кроме того, русский язык, как и другие языки, пополняется словами других языков. Наши слова «мир», «дружба» знают во всех странах. Мы пользуемся словами «бутерброд», пришедшим из немецкого языка, «картофель» — из французского. Чтобы раскрыть историю слова, его происхождение, надо знать и другие языки – новые и древние. В ходе игры мы с вами сегодня будем производить «раскопки», раскрывать историю слов.

Задания.

  1. Объяснить, откуда пришли названия месяцев.
  2. Что значат названия дней недели?
  3. Как  получили свои названия монеты?
  4. Что обозначают наши имена? Откуда они пришли?
  5. Мать играет с ребенком: « Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки.» И малыш весело хлопает в ладоши. А знаете ли Вы, что значат «ладушки»?

Игры. «Почему мы так называемся?».

  1. Кто напишет за пять минут больше слов, имеющих общую иноязычную часть, составит с ними предложения, тот победит.
  2. Карточки со словами раздаются играющим. Карточки со словами и их этимологией учитель оставляет у себя. Ведущий называет слово, а играющий, у которого карточка с этим словом, рассказывает его историю. Победителем считается тот, кто раньше всех освободится от карточек.

Интересно и живо проходят уроки, построенные в форме сюжетно-ролевых игр: урок-суд, урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-прогноз, урок-круглый стол, урок-диспут, урок-путешествие, урок-концерт и др. Эти деловые игры способствуют интенсификации учебного процесса, повышению его насыщенности, активизации мыслительной деятельности. Скучное становится занимательным, унылое – разнообразным, обязательное – интересным. На таких уроках можно отказаться от домашнего задания – а это нравится детям.

Пример урока-вернисажа. Тема «Словари – наши помощники». Сюжетно-ролевая игра, предполагающая участие на уроке самих словарей в качестве экспонатов, но с правом голоса.

За неделю до игры распределяю роли. На уроке все виды словарей садятся полукругом перед классом, как истинные музейные экспонаты и учитель/ученик-экскурсовод начинает рассказывать о каждом из представленных «шедевров» в жанре комментария, стараясь воссоздать атмосферу вернисажа. По мере рассказа экскурсовода выставленный экспонат имеет право возражать против какой-либо трактовки, убеждать присутствующих в чем-то. В полемику включается и класс.

Пример урока-конкурса. Тема «Состав слова».

Класс делится на две команды. Один из сильных учеников ведет игру, другой следит за правильностью ответа учащихся. Состав команд разный, есть и сильные, и слабые ученики. Парты расставляются попарно по периметру класса, в центре – стол, на котором разложены конверты с заданиями. От каждой команды к столу подходит представитель (капитан), и конверты разыгрываются (как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?»). После того, как конверты вскрыты, начинается подготовка к ответу. Есть вопросы и теоретические, и практические, чередуются друг с другом. Команда готовит ответ, один из членов команды выступает с защитой выбранного командой ответа. Команде дается дополнительный балл, если отвечающий не допустил ни одной ошибки. Команда-соперник имеет  право задавать вопросы отвечающему. В конце игры отводится время для подведения итогов конкурса. Определяются лучшие участники игры и лучшие ответы. Победившая команда получает приз.

Примерные задания

  1. Из каких основных частей состоит слово? В приведенных ниже словах определите эти части: гора, гористый, горец.
  2. Из каких значимых частей состоит слово? Покажите на примере.
  3. Какие слова называются однокоренными? Подберите однокоренные слова к словам: дом, зеленый, строить.
  4. Каковы общие и отличительные признаки у приставки и суффикса? Придумайте слова по схеме: приставка, корень, два суффикса, окончание.
  5. В чем основное отличие корня от приставки, суффикса и окончания? Покажите это на примерах.

Подобные деловые игры учащимся дают многое. Это – стимул к чтению книг, формирование культуры дискуссии, коллективный поиск истины, развитие концепции плюрализма мнений, вовлечение школьников в совместную подготовку уроков, формирование навыков восприятия разных точек зрений, умение их квалифицированно анализировать и вырабатывать по спорным вопросам свое мнение, навыки подхода к оценке явлений и процессов, что немаловажно в формировании  личности. Уроки, на которых применяются игры, легко запоминаются, материал занятия врезается в память, повышается интерес к изучению предмета. Современного ученика непросто заинтересовать уроком, заставить его готовиться к ним, а игры помогут учителю в этом. Большую помощь оказывает и применение компьютера на уроке. Ученики с удовольствием решают игровые задания, выполняют тесты, сами составляют игры.

Литература

  1. Арутюнов А.С. Игровые задания на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1984.
  2. Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе. Под редакцией Н.В. Мальцевой и др. Л., «Просвещение», 1987.
  3. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М., «Просвещение», 2003.
  4. Панов Б.М. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение», 1999.
  5. Преображенская Е.П. Кружок русского языка. М., 1994.

Страничку подготовил учитель русского языка и литературы Орлова Марина Васильевна